Семья и здоровье детей. Портал образования Семья и здоровье ребенка

Консультирование для родителей

"Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи"

Семья – это микрокосмос всего мира.

Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью, потому что мир на нашей планете начинается с дома.

Вирджиния Сатир.

Актуальность

Семья является важнейшим институтом становления человека, как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения и социального взаимодействия. На протяжении определенного времени, семья является единственным местом получения такого опыта. Затем, в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа и др. Однако, и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.

Сегодня большое внимание уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, климатом семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье. Как писал профессор психологических наук Г.С. Никифоров: «Психология здоровья определяется как наука о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути». Главным незаменимым социально-психологическим фактором здоровья ребенка является семья. Сложно представить себе, но именно через родителей ребенок получает в наследство от многочисленных родственников прошлых поколений предпосылки состояния здоровья.

Наша задача, как педагогов-психологов – помочь родителям в воспитании успешного человека, ориентированного на здоровый образ жизни.

Цель: сформировать у родителей понятие о здоровье, как о многоаспектной характеристике; проанализировать роль стиля воспитания в сохранении здоровья семьи.

Задачи: 1. Изучить формулировку понятия здоровья в «Концепции ВОЗ».

2. Исследовать факторы здоровья.

3. Раскрыть критерии физического, психического, социального и

нравственного здоровья.

    Определить взаимосвязь психики и здоровья.

    Рассмотреть понятие «психосоматические заболевания».

    Проинформировать о роли межличностных отношений и эмоциональных состояний в сохранении здоровья ребёнка.

    Обосновать, что такое психологический климат семьи и способы его поддержания.

    Предупредить возможные нарушения психологического здоровья ребёнка.

    Обеспечить необходимой информацией о стилях родительского воспитания.

Целевая аудитория: родители обучающихся

Ведущий: педагог-психолог «Регионального социопсихологического центра» Мендаева Дания Джавитовна

Прогнозируемые результаты: повышение психолого-педагогической грамотности родителей; укрепление психологического здоровья ребёнка в условиях семьи, профилактика отклонений в развитии ребёнка

Место проведения: на базе МБУ «Школа №44», г.Тольятти

Форма проведения: групповая

Методы: метод группового развития с помощью мини-лекций, мозговой штурма; диагностика

Организация: аудитория,стулья

Материал: доска, мел или ватман и маркеры

Продолжительность : 2 часа.

Родителям озвучивается тема консультирования – "Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи".

Знакомство

Упражнение «Давайте познакомимся». Поясняется, что необходимо представиться следующим образом: назвать свое имя и отчество, а также имя и класс ребёнка. Например: «Я, Ирина Валентиновна, мама Оксаны из 4 «а» класса», «Меня зовут Сергей Петрович, я папа Миши из 5 «б» класса» и т.д.»

Мозговой штурм «Что такое здоровье?»

Психолог: Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье – всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь –его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь», «Тысячу вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье» и др.

Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье семьи и ребенка, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».

Я вам предлагаю (в течение 2 минут) подумать и ответить на вопрос: «Что значит здоровье лично для меня?» Затем, каждый из вас выскажется по кругу. Например: «Здоровье – это мои дети» или «Здоровье – это активность» и т.д. Желательно не повторяться и говорить то, что ещё не было озвучено».

Пояснение: каждый родитель по очереди (или по желанию) говорит одно определение здоровья. Ведущий на доске или ватмане фиксирует все определения.

Психолог: Да, всё, что вы сказали верно, здоровье – понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения(ВОЗ) , звучит так:

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Важным в определениях здоровья является отношение к нему, как к динамическому процессу, что допускает возможность управлять им.

Основываясь на определении ВОЗ, выделяют следующие компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье.

Психолог подводит итоги о компонентах здоровья:

здоровье физическое – это состояние гармоничных физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;

здоровье психическое – включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своим эмоциональным состоянием, преодолевать стресс – это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя;

здоровье социальное – гармоничное отношение личности к социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия.

здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

Все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом. Так, если, например, человек узнает, что у него онкологическое заболевание, то это приводит не только к изменению в органах и тканях, но и к изменению эмоционального состояния, его отношений с окружающими, изменяется и система ценностей. В этом случае, говорят о связи психики и соматики (тела).

Мини-лекция: «Психосоматические заболевания детей»

Психосоматические заболевания (в том числе и у детей) – ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и другими. Все это можно приравнять к психосоматическим заболеваниям, когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.
К классическим психосоматическим заболеваниям, называемым «святой семеркой» («Holly seven», относят болезни, роль психологических факторов, в развитии которых считается доказанной:

гипертония, язвенная болезнь 12-перстной кишки, бронхиальная астма, сахарный диабет, нейродермиты (экзема, псориаз), ревматоидный артрит,

язвенный колит.

Первые проявления психосоматических состояний взрослого человека, как правило, имеют корни в детском возрасте.

Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или приобретенно ослабленной. Однако, во всех случаях, при психосоматических заболеваниях на первое место, как их основная причина, выходят неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в образовательных учреждениях среди сверстников.

Ситуация: если у ребенка болен желудок, родители убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства "для желудка", держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни – переживания ребенка, не излечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание.

К возникновению психосоматического риска ведут, как правило, ошибки семейного воспитания. Можно выделить следующие типы «неправильного воспитания»: эгоцентрическое воспитание; воспитание по типу неприятия; сверхсоциализация ребёнка; тревожно-мнительное воспитание (Приложение 1).

Что же следует предпринять родителям?! Необходимо своевременно заметить начало психосоматического развития и устранить ошибки семейного воспитания, начиная перевоспитание, прежде всего, с самих себя, повышая психолого-педагогическую грамотность, используя при этом, различные ресурсы.

Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев, например, разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога –

сердце, страх – почки и т.д.

Современная психосоматическая медицина безоговорочно признает пагубное влияние отрицательных эмоций на внутренние органы, и причина большинства болезней человека прямо или косвенно связана с тягостными переживаниями.

Самое важное в профилактике психосоматических болезней – предотвратить рождение болезнетворной неудовлетворенности. Естественно, с целью профилактики психосоматических заболеваний родители непрестанно учат ребенка не создавать проблем на пустом месте, а разрешать их, если они возникают. Это трудно и для взрослого, но в этом состоит умственное воспитание и этому учат с раннего возраста. Речь идет о тех доверительных, добрых беседах с детьми, которые ведет отец с сыном, а мать с дочерью. Беседы могут базироваться на конкретных случаях, которыми так богата жизнь. Но не стоит беседу превращать в нравоучения, необходим анализ ситуаций, доступный ребенку.

Итак, все, что касается здоровья и болезни ребенка, очень непросто. Но любовь к нему рождает в родителях ту мудрость, которую называют мудростью сердца. И, поняв ребенка сердцем – возможно, не только предотвратить психосоматическое заболевание, но и излечить его.

Мини-лекция «Психологический климат семьи»

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Психологический климат семьи можно определить, как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Так, для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье, с благоприятным психологическим климатом, каждый ее член относится к остальным – с любовью, уважением и доверием, к родителям – с почитанием, к более слабому – с готовностью помочь в любую минуту...

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае, что говорит о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций –

психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая, благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают, в соответствии с ними, строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же, в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Эксперты ВОЗ, на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

У детей, под влиянием определенных ситуаций, могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и др. Обычно, эти нарушения носят временный характер. У некоторых детей они проявляются упорно, что приводит к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены, как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье; «правильно» любят своих детей и добры к ним; отзывчивы к их нуждам и запросам; просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения; действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание, соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Мини-лекция «Типы семейного воспитания»

Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные – эмоциональное принятие и контроль. (Приложение 2).

От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи.

Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия (классификация стилей взята из газеты «Школьный психолог» №5 февраль 2000 г.):

либеральный (бесконтрольный, попустительский);

индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.
Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами, не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Практическая работа с группой, обратная связь.

1. «Последствия стилей воспитания для ребёнка»

На ватмане или на доске рисуется графическое изображение, зачитывается описание стиля один из стилей воспитания. В течение 5 минут необходимо подумать и ответить на вопросы:

    «Какие качества сформируются в ребенке при данном стиле воспитания?»

    «К каким последствиям для ребенка приведет стиль воспитания? Выслушиваются ответы на вопросы.

Психолог подводит итог после всех ответов. (Приложение 3)

2. Диагностика по тесту «Стратегии семейного воспитания»

«С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из 4-х вариантов ответа выберите наиболее предпочтительный для Вас». Диагностика проводится анонимно. (Приложение 4, Приложение 5)

Приложение 4.

Приложение 5.

Доклад «Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребёнка»

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто.

Сократ

«Береги здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Целью оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Дошкольное образовательное учреждение оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.

Для этого используются различные формы средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Беседы, дидактические и сюжетно- ролевые игры, художественная литература способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о здоровом образе жизни, закреплению полученных представлений и их систематизация.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства в семье в сфере, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношении к себе, своему здоровью и

Здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребенка заботиться о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении.

Как-то, беседуя с детьми о здоровье, я спросила: «Что нужно делать человеку, чтобы не болеть?». Ответ был однозначным - пить таблетки. «Подождите, - сказала я. – Ведь человек не болен. Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым?» . «Пить таблетки». Начали разбираться и пришли к выводу: чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни. А это:

1. Правильно питаться.

2. Режим.

4. Закаливание.

5. Физическая культура.

6. Прогулки на свежем воздухе.

7. Отказ от вредных привычек.

Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, его функции, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.

Вот что пишет известный психолог Владимир Леви: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые:

Не здороваются;

Не умываются;

Не чистят зубы;

Не читают книги;

Не занимаются (спортом, физкультурой танцами ит.д.);

Не работают;

Не женятся;

Не лечатся.

И все только потому, что их к этому принуждали. В большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Для этого нужно проявить и артистизм, и хитрость, и фантазию. Ну и, безусловно, собственный пример родителей. Если ребенка насильно принуждать заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены, он быстро теряет интерес к этому».

Итак, самый наиболее благоприятный способ успешного воспитания ребенка- это здоровый образ жизни всей семьи.

Что же влияет на наше здоровье?

Здоровый образ жизни;

Наследственность;

Экология;

Медицина.

Что является составляющим ЗДОРОВЬЕ?

Физическое здоровье;

Скажите, что значит «физическое здоровье»? (зарядка, закаливание, правильное питание)

Психологическое здоровье;

Скажите, что значит «психологическое здоровье»? (атмосфера в семье, психика ребенка)

Нравственное здоровье;

Скажите, что значит «нравственное здоровье»? (сочетание нравственных качеств, присущие людям)

Социальное здоровье.

Скажите, что значит «социальное здоровье»? (коллектив, социум)

Это те самые составляющие, которые и формируют «общее здоровье» наших детей.

Мы сегодня говорим о здоровом образе жизни семьи. Здоровый образ жизни семьи имеет, разумеется, огромнейшее значение. И чтобы не говорили, что детский сад или школа виноваты в воспитании, или здоровье ребенка, СЕМЬЯ, т.е. родители несут самую огромную ответственность как непосредственно перед собой и ребенком, так и уголовную. Вот как не просто быть родителями. Но коль мы взяли на себя эту ответственность, мы будем нести ее гордо, правильно, принося пользу всему миру.

Итак, ЗОЖ:

1. Правильного питания.

2. Режима дня и ночи.

3. Культурно-гигиенических навыков.

4. Закаливания.

5. Физической культуру.

6. Прогулок на свежем воздухе.

7. Отказа от вредных привычек.

8. Стабильного психоэмоционального состояния.

1. Правильное питание.

1. Максимально разнообразить стол.

2.Стараться включать в рацион овощи и фрукты, выращенные в нашей полосе.

3.Не заставлять есть, когда не хочется.

4.Не награждать едой.

5.Не ссориться во время еды. Оставлять выяснение отношений на другое время.

6.Исключить из рациона напитки типа "кока - кола", чипсы.

7.Помнить, что сладкое после основной пищи вызывает брожение в желудочно - кишечном тракте.

8.Ужинать не позже, чем за 2 часа до сна.

Скажите, какие полезные блюда вы готовите в своей семье?

2. Режим дня и ночи.

Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Родителям детей, посещающих детский сад, нужно следить за тем, чтобы режим дня в выходные дни дома не отличался от режима дня в детском саду. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности. В результате недосыпания человек становится раздражительным, невыдержанным, злым и нетерпеливым.

Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:

1 .Перед сном не наедаться.

2.Спать нужно в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 16-18 градусов.

3. Спать нужно, как можно более раздетым.

4.Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.

5.Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночь).

6.Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.

7.Важно, чтобы ребёнок дома засыпал в одно и то же время.

Скажите, во сколько ложится ваш ребенок в выходные дни днем и вечером?

3. Культурно-гигиенические навыки.

Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья : каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая его владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошего и слаженного работающего организма. С формирования у ребенка доброго и заботливого отношение к своему телу. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов не нужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.

Некоторые родители считают, что пока их дети маленькие, их незачем учить элементарным гигиеническим правилам. На самом деле это не так. Именно с раннего возраста детства формируется характер, дисциплинированность, самостоятельность, прививаются гигиенические навыки, которые помогут ребенку войти в мир, здоровым и сильным.

Скажите, какие гигиенические процедуры еще не получаются у ваших детей?

4. Закаливание.

Закаливание - самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Совместные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия даёт много положительных эмоций. Самое главное - перепад температур. Организм человека приобретает неуязвимость к колебанию температуры окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем. Соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности. Избегать крайностей. Переохлаждение недопустимо!

Знаменитый врач Себастьян Кнейп выдвинул лозунги "Самая лучшая обувь - отсутствие обуви", "Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни". При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта - это прекрасное средство профилактики плоскостопия.

Скажите, какие процедуры вы проводите по закаливанию дома?

5. Физическая культура и двигательная активность.

Существует связь между физическим развитием ребёнка и развитием его интеллекта. Играйте с детьми. Игра - способ познания мира. Запрещать ребёнку играть - значит запрещать развиваться! Нужно сочетать двигательную активность с семейными прогулками на природе.

Кроме пользы - только польза.

Скажите, какие физические упражнения вы выполняете с детьми дома?

6. Прогулки на свежем воздухе .

Совместные велопрогулки, каток, поход в парк, пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, природный материал (шишки, жёлуди, камни, палки) – всё это стимулирует двигательную активность детей. Во время прогулок совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности.

Когда вся семья совершает такие прогулки – это не только укрепляет здоровье всех, но еще укрепляет семейные взаимоотношения между друг другом.

Скажите, какие прогулки вы совершаете со своими детьми?

7. Отказ от вредных привычек

Ограничение телевизора и компьютера .

Как утверждают специалисты – в стране среднестатистический родитель внятно разговаривает со своим ребёнком 38 минут в неделю. А среднестатистический ребёнок за неделю проводит у телеэкрана 28 часов.

В числе пагубных воздействий телевизора и компьютера – ухудшение зрения, заболевания суставов, ожирение, повышение кровяного давления. Дети часто теряют чувство реальности. Маленькие дети больше подвержены отрицательному влиянию сцен насилия. Установлено, что на детей, которых любят, с которыми родители много общаются, смотрят вместе телевизор, сцены насилия оказывают менее сильное воздействие, чем на детей, растущих в неблагоприятных условиях.

Сколько по времени ваш ребенок проводит, в общем, и играя в компьютер, и с телефоном, или планшетом, смотря телевизор?

Еще из вредных привычек можно выделить следующие: вредная еда, курение и употребление алкогольных напитков. Дети видят все это в своем доме в семье и убеждены «если это делают мамы и папы, почему это не могу делать Я».

Скажите, видит ли ваш ребенок дома курение табачных изделий и употребление алкогольных напитков?

8. Сохранение стабильного – психоэмоционального состояния

Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которые спешат его увидеть после долгой разлуки рабочего дня, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды. Что же касается отношений в детском саду,

то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена.

Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

Сейчас на самом деле очень трудное время. Наших детей пытаются, и зомбировать, и сделать им больно, и плохо. Все это внешние факторы.

Но так редко это происходит и в семьях. Домашнее насилие. Когда ребенок видит, как родители выясняют отношения, покрывают друг друга матом, и даже происходит рукоприкладство, какую пользу почерпнет ребенок? Только вред.

Здоровье Вашего ребёнка в Ваших руках, дорогие родители!

К сожалению, в силу недостаточного развития уровня культуры и образования в нашем обществе в последнее время здоровье ребёнка в семье не является абсолютным приоритетом! Многие родители не могут служить своим детям положительным примером здорового образа жизни, как и не могут создать ребёнку позитивную мотивацию быть здоровым!

Здоровье - это целенаправленная работа на всю жизнь!

А то, что закладывается в ребёнка с детства – остаётся с ним на всю жизнь!

Анкета для родителей:

Путь к здоровью ребёнка лежит через семью”

Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребёнка является значимой для нашего дошкольного учреждения. Просим Вас ответить на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семье.

Заранее благодарим Вас!

    Как оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?:

плохое,

удовлетворительное,

хорошее? (нужное подчеркнуть.)

    Сколько раз болел Ваш ребёнок за прошедший календарный год? ___________________________________________________________

    В котором часу Ваш ребёнок ложится спать?_____________________

    Делает ли Ваш ребёнок зарядку? ____________________________

    Делаете ли Вы сами зарядку утром?____________________________

    Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?____________

7. Сколько времени Ваш ребёнок смотрит телевизор или играет в компьютер?____________________________________________________

    Существуют ли в Вашей семье традиции по физическому воспитанию? Если “Да”, то какие?_________________________________________________________________________________________________________________

    Как Вы развиваете интерес к здоровому образу жизни у Вашего ребёнка?__________________________________________________

    Для сохранения здоровья своих детей я предлагаю_________

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

" Детский сад № 112"

Доклад

«Здоровый образ жизни семьи –

залог полноценного физического и

психического здоровья ребёнка»

Подготовила:

воспитатель

Ёлгина Г. М.

Саранск, 2018 г

Предварительный просмотр:

Семья как фактор психологического здоровья детей

Любовь в семье – счастливые дети.

«Дети – это цветы жизни» - так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым.…

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Как писал профессор психологических наук Никифоров Г. С.: «психология здоровья определяется как наука о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути» . Главным незаменимым социально-психологическим фактором здоровья ребенка является семья. Сложно представить себе, но именно через родителей ребенок получает в наследство от многочисленных родственников прошлых поколений предпосылки состояния здоровья.

Давайте посмотрим, как определяет психологическое здоровье (или психическое здоровье) Всемирная организация здравоохранения: «психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах. Замечательные суждения, правда?

Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д.X. Олсона, согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи), адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация.

Формирование здоровья ребенка в ряде случаев связано с изменением состояния семьи в целом: приобретение семьей в случае необходимости способности эффективного преодоления стресса и адекватной коммуникации. В связи с этим требуется не только оказать семье психологическую помощь, а, прежде всего, помочь семье обрести психологическую компетентность - в этом состоит одно из направлений работы психологов и педагогов по поддержке здоровья детей!

Интересное наблюдение социологов и психологов было сделано в вопросе влияния семьи на детское психологическое здоровье: «здоровые» семьи отличаются наличием компетентности у всех ее членов. Это значит, в первую очередь, умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Родителям необходимо запастись знанием и пониманием себя, ребенка и окружающих людей, умением без ущерба для себя и других решать возникающие проблемы, находить способы преодоления своих негативных состояний, а также способностью оказать помощь другим. В этом и состоит так называемая компетентность родителей.

Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но...если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо -эмоциональной сферы или ребенка, что привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.).

Хочется отметить основные критерии оценки психологического здоровья семьи, а именно:

  • позитивное психологическое пространство семьи, которое складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. К сведению, для оценки этого критерия активно используются опросники для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера и В.Юстицкиса.
  • Социально-психологическая адаптация, то есть овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную группу. При этом важным является не только достижение цели, но и сохранение благоприятного психофизиологического и эмоционального состояния.
  • Адекватное взаимодействие семьи. Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Взаимоотношения определяются и задаются личными качествами людей, структурой их личности, формирующейся в процессе воспитания. Нарушения во взаимоотношениях детей со сверстниками и с педагогами связаны с нарушениями в семейном воспитании и могут быть зафиксированы по результатам социометрического обследования в неблагополучном социометрическом статусе ребенка: отвергнутый, изолированный, условно принятый (при наличии одного положительного выбора).

Итак.... Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала» .

Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Вызывает уверенность в том, семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.

Библиографический список

  1. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2013. С. 29-46.
  2. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во "Алетейя", 2012. 272 с.
  3. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. М., 2011.

    Болезнь ребенка всегда вызывает у родителей беспокойство. Особенно, если он болеет часто. Сразу включается лампочка “Что мы делаем не так”, покупаются витамины, лекарства и консультации у лучших педиатров.

    И бывает так, что и лечение правильное назначили, и рекомендации все соблюдали, а причины болезни так и не были найдены.

    Есть заболевания, которые, увы, не зависят ни от родителей, ни от ребенка. Но человек – существо довольно сложное, и состояние здоровья во многом зависит от наших эмоций, а детское здоровье – от того, как его воспитывают родители.

    Арина Покровская, детский аналитик и психолог, рассказывает о том, как семья влияет на детское здоровье.

    Детская психосоматика: работа с родителями для здоровья ребенка

    Есть два разных понятия в вопросе психосоматики: есть психосоматическая личность, а есть иногда болеющий человек (ребенок).

    Психосоматическая личность - это человек, ребенок со специфически организованной психикой, а именно – реагирующий на психические напряжения преимущественно реакциями тела.

    Из такого ребенка часто вырастает человек, с трудом понимающий природу чувств, не умеющий понять, что он ощущает, и не способный к выражению чувств словами. Именно потому ему приходится решать конфликты через тело, напрягая его в попытках вынести все без помощи слов…

    И это становится основным способом – тогда это именно психосоматическая личность.

    Психологу работать с таким взрослым бывает трудно и долго. Не менее 3-5 лет нужно для того, чтобы человек смог действовать не так, как был вынужден с младенчества (!) и все эти годы, а иначе, в своих интересах и для своей пользы.

    Если мы имеем в виду просто иногда болеющего ребенка, то мы можем позволить себе смотреть только на сам симптом. Все вокруг симптома может быть очень неплохо – отношения в родительской паре, проявления чувств и разговоры с ребенком, уважение к нему, уважение к себе и вообще богатая эмоциональная жизнь.

    Но вот симптом тогда откуда? Оттуда, откуда возникло напряжение вокруг ситуации. Мы смотрим, какая ситуация: когда ребенок болеет? Как это влияет на него и всех вокруг? Кто как себя чувствует и проявляет во взаимодействиях? Чему мешает болезнь и чему помогает?

    Все это в целом нормально, все дети и взрослые иногда болеют, потому что мы неидеальны и не можем всегда пребывать в полной осознанности, все проживая психически, замечая все свои скрытые мотивы и ныряя в бессознательное, как в бассейн на даче. Легко и безопасно)

    Так не бывает. Наше тело может брать на себя часть наших затруднений, и мы можем с благодарностью этой помощью пользоваться.

    Мы можем беспокоиться,  лечиться у врача или/и у психоаналитика, если симптом, болезнь серьезно рушит наши планы, подрывает нашу уверенность и самооценку, подтачивает отношения в семье или возможность профессиональной реализации.

    Продолжим  о детях:

    Если речь идет о хроническом симптоме ребенка, то обычно симптом встроен в потребности семьи. Конечно, бессознательные.

    Когда мы позволяем себе говорить об этом вслух, родители ощущают колоссальное чувство вины. Трудно и страшно осознавать свою агрессию и беспомощность что-либо изменить прямо сейчас.

    Психосоматика - понятие давнее, сам термин был озвучен в начале XIX века.

    “Плачет мозг, а слезы - в сердце, печень, желудок…” - писал известный отечественный ученый, врач и психолог Александр Лурия.

    Зигмунд Фрейд писал: “Если мы гоним проблему в дверь, то она в виде симптома лезет в окно”.

    В 1950 г. американский психоаналитик Франц Александер дал перечень семи классических психосоматических болезней: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), бронхиальная астма, язвенный колит и нейродермит.

    Это и стало началом исследования взаимодействия психики и тела, его симптомов и заболеваний.

     Влияние семьи

    Сейчас мы знаем, что большинство психосоматических нарушений ребенка связано с семейным стилем воспитания, а именно:

    1. Семья не поощряет выражение эмоций – “это нельзя говорить”.
    2. Болезненные эмоции не поддерживаются – “у наших детей нет ревности”, “у нас нет агрессии дома”.
    3. Воспитание направлено на подавление эмоций - “успокойся!”, “это неважно”.
    4. Неспособность родителей к раннему распознаванию болезни -  ”что ты плачешь, сейчас спать пойдешь!”, “он сегодня капризничает”.
    5. Неспособность к вербальному разрешению конфликтов в семье – “я не буду об этом говорить”, “не говори со мной в таком тоне”.
    6. Гиперпротекция, или эмоциональная отстраненность родителя – “не бегай, упадешь”, “ну что ты орешь, ничего ведь не случилось”.
    7. Много моральных или религиозных запретов – “это нехорошо”, “ты не должен злиться”, “попроси прощения”, “не будь жадиной”.
    8. Нам сложно бывает помнить или узнать для себя как будто заново, что мы все рождаемся жадными, завистливыми, эгоистичными младенцами. И это нормально.
    9. Или мы можем не помнить и “не знать”, что почти все младенцы испытывают страх, ужас, тревогу, ярость, желание сожрать и массу разрушительных импульсов.
    10. Также мы обычно не помним, что сексуальные импульсы и стремление получить удовольствие от своего тела нормальны как для младенцев, так и для детей двух, трех и старше лет.

    Нет, – говорят многие родители, – только не наш ребенок. У него всей этой гадости нет. Только не у него. Мы - хорошие родители. Не говорите нам об этом, мы этого не вынесем.

    Тогда это “выносит” ребенок. Берет на себя ношу взрослых и преобразует ее в серьезную или хроническую соматику (симптомы болезней), по вышеуказанным причинам выражая свое напряжение телом, а  не психикой.

    Во-первых, у него такой пример перед глазами.

    Во-вторых, от него этого ждут самые важные в мире люди.

    В-третьих, эти важные люди – родители, могут по своим причинам просто не уметь переносить эмоциональную часть реакций ребенка или своих.

    Многим родителям сложно переносить чувства как свои, так и детей. Такими чувствами могут оказаться почти любые, в моем опыте работы это чаще всего: гнев, ненависть, злоба, ужас, тревога и страх, сексуальное возбуждение и, при сильном слиянии, другие чувства, непохожие на чувства родителя в этот момент. Т.е. даже радость, восторг и прочие как будто “позитивы”.

    Если ко мне приходят родители такого ребенка, они получают поддержку. 

    Это первое, и это крайне важно, потому что любой родитель делает это не сознательно от нелюбви к ребенку. Он просто не может иначе, и даже потом, когда работа уже идет и родитель видит и замечает, что именно он делает с ребенком, как влияет на него, то какое-то время он не может остановиться.

    Матери часто грустят в это время, винят себя и переживают. Потихоньку они уже понимают, как могут переносить сильные и разные чувства сами, и как могут помочь в этом ребенку, но пока только пробуют это в реальности.

    На этом этапе часто происходит улучшение состояния ребенка или повторное улучшение.

    Говоря о повторном улучшении здоровья ребенка, я имею в виду, что иногда первый этап улучшения начинается, когда родитель только пришел. И после первых встреч, когда он уже смог довериться и начал просто говорить, вываливать, так сказать, безо всякой пока обработки все, что накопилось, на аналитика – тогда он чувствует освобождение.

    В это время он уходит домой буквально облегчившимся, и мы на сессиях можем вспоминать всякие метафоры опорожнения, обычно вызывающие смех и разряжение атмосферы…

    Я вообще люблю пошутить на встречах – чтобы передохнуть от заныриваний в глубины, от страданий и хаоса. Увидеть другой слой, и понять, что мы пока живы, двигаемся вперед и есть надежда, и есть хорошее.

    Продвижение

    В дальнейшем родитель становится все более чутким к свои эмоциям и эмоциям ребенка. Он чаще обнаруживает свое недовольство и раздражение по отношению к тому, что недавно казалось ему “нормальным” (т.е. “никаким” от силы подавления). Родитель лучше понимает себя, супруга, некоторые аспекты своего детского опыта.

    И начинаются попытки встроить новое, эмоциональное, в жизнь семьи. Случаются конфликты и сближения, иногда заболевает сам родитель, не справившись с напряжением, потом восстанавливается и продолжает говорить и чувствовать.

    Часто в этот период мать или оба родителя обнаруживают свои заброшенные ранее интересы и новые потребности пары.

    Я всегда рекомендую обращать внимание на последнее, потому что ребенок не должен быть центром вселенной в семье, это непосильно для него. Ребенок растет и развивается нормально в свете любви родителей, которые в этот момент вовсе не родители друг для друга, но муж и жена, мужчина и женщина в первую очередь.

    Потому всякие присказки, когда жена говорит отцу ребенка: “Пап!”, а он ее называет “мама”, помогают убить любовь и влечение в супружестве, токсично воздействуя на магию пары.

    Из этой заметки можно понять некоторую специфику работы аналитика с родителем или семьей, чей ребенок хронически болен.

    Если бы я описывала работу только с ребенком или всей семьей, это была бы другая заметка, хотя что-то бы возможно было и повторить.

    Но сейчас редко вся семья готова регулярно бывать у аналитика в кабинете, и для семьи бывает легче по времени и по бюджету, когда один родитель, обычно мать, берет на себя эту работу.

    По длительности мы можем предполагать, что психотерапия займет время от 6 месяцев при самом благоприятном раскладе до 2 лет, если наша основная цель – выздоровление или облегчение состояния ребенка.

    Есть тут и мои ограничения – я работаю с детьми от 4 лет. Поэтому для помощи при заболеваниях  у младенцев и детей до 4 лет обычно предлагаю работу именно через родителей. Также могу рекомендовать помощь коллег, кто работает с диадой мать – младенец или с самим ребенком с раннего возраста.

    В целом в работе для помощи ребенку, если мы работаем с родителем, есть одна общая сложность: на наших сессиях с родителем будет присутствовать третий – ребенок, и мы будем пытаться влиять на него и его состояние, хотя его нет в кабинете.

    Помогает тут то, что это можно обсуждать, и можно проявлять взаимосвязи с симптомом ребенка и влияние родителя, и использовать возраст ребенка. А именно – то, что  дети до определенного возраста не просто зависят от родителей, но и готовы чутко откликаться своим состоянием на то, что думает, говорит и делает родитель. И общее или соприкасающееся психическое пространство родителя и ребенка делает такое влияние возможным.

    А мы имеем возможность заниматься настройкой этого влияния для помощи детям и семьям.

    Была ли эта информация полезной?

    Да Нет

    Яценкова Татьяна Владиславовна
    Должность: педагог - психолог
    Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 221 "Росинка"
    Населённый пункт: г. Саратов
    Наименование материала: Статья
    Тема: Семья как фактор психологического здоровья ребёнка
    Дата публикации: 11.04.2017
    Раздел: дошкольное образование

    Семья как фактор психологического здоровья ребёнка.

    Яценкова Татьяна Владиславовна, педагог – психолог

    МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 221

    «Росинка», г. Саратова

    Здоровье - одна из важнейших ценностей человека. Недаром говорят:

    здоровому

    человеку

    больному

    здоровье».

    Определение

    здоровья,

    Всемирной

    организацией

    здравоохранения, звучит следующим образом: «Здоровье - это состояние

    полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

    отсутствие болезней или физических недостатков». Важным в определении

    здоровья является отношение к нему как к динамическому процессу, что

    допускает возможность управлять им.

    Основываясь

    определении

    выделить

    следующие

    компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное

    здоровье.

    Здоровье физическое понимается как состояние, при котором у человека

    гармония

    физиологических

    процессов

    максимальная

    адаптация к различным факторам внешней среды.

    Социальное здоровье включает в себя деятельное отношение человека к

    социальную

    активность;

    благополучные

    отношения

    окружающими, наличие дружеских связей; усвоение ценностей общества и

    выполнение правил, принятых в нем; развитую эмпатию (умение понимать

    других людей).

    Здоровье нравственное - это система ценностей, установок и мотивов

    поведения

    человека

    обществе,

    этические

    поведения,

    духовность,

    связанная

    общечеловеческими

    истинами

    милосердия, красоты.

    И наконец, здоровье психическое можно определить как «состояние

    душевного

    благополучия,

    характеризующееся

    отсутствием

    болезненных

    психических

    проявлений

    обеспечивающее

    адекватную

    условиям

    окружающей

    действительности

    регуляцию

    поведения».

    Овчарова

    предлагает

    использовать

    психического

    здоровья

    следующие

    критерии:

    осознание

    непрерывности,

    постоянства

    идентичности

    своего физического и психического «Я»;

    адекватность

    психических

    средовых

    воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

    способность

    самоуправлению

    поведением

    соответствии

    социальными нормами, правилами, законами; - критичность к себе,

    своей деятельности, ее результатам;

    способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать

    эти планы.

    Известный

    российский

    психолог

    Дубровина

    «психологическое

    здоровье».

    «психологическое

    здоровье» относится к личности в целом с точки зрения полноты, богатства

    ее развития и является близким понятию «духовность». Опираясь на идеи

    основоположника гуманистической психологии А. Маслоу, И. В. Дубровина

    составляющих

    психологического

    здоровья

    «стремление

    человека

    развитию

    потенциала

    самоактуализацию и стремление к гуманистическим ценностям».

    Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или

    нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или

    климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Многие

    западные исследователи приходят к выводу, что в современном обществе

    утрачивает

    традиционные

    становясь

    институтом

    эмоционального

    контакта,

    своеобразным

    «психологическим

    убежищем».

    Отечественные

    психологи

    подчеркивают

    возрастание

    эмоциональных

    факторов

    функционировании

    Психологический

    климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи

    устойчивый

    эмоциональный

    является

    следствием семейной коммуникации.

    Психологический

    определяет

    устойчиво сть

    внутрисемейных

    отношений,

    оказывает

    развитие

    взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его

    создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет,

    благоприятным или неблагоприятным.

    благоприятного

    психологического

    характерны

    следующие

    признаки:

    сплоченность

    возможность

    всестороннего

    развития

    личности

    доброжелательная

    требовательность

    защищенности

    эмоциональной

    удовлетворенности,

    гордость

    принадлежность

    ответственность.

    показателями

    благоприятного

    психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить

    свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы,

    вместе выполнять домашнюю работу, одновременная открытость семьи, её

    широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты

    возникающих

    конфликтов,

    стрессовых

    состояний,

    повышению

    собственной

    социальной

    значимости

    реализации

    личностного

    потенциала каждого члена семьи.

    Если же в семье имеют место постоянные конфликты, члены семьи

    отрицательно относятся друг к другу, испытывают чувство незащищенности,

    тревожность,

    эмоциональный

    дискомфорт,

    напряженность,

    отчуждение,

    правомерно

    говорить

    неблагоприятном

    психологическом

    климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных

    психотерапевтической,

    усталости,

    также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в

    положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое

    положение

    существование

    становится

    проблематичным.

    Характер

    внутрисемейных

    отношений,

    нравственно-психологический

    климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка.

    Усваивая

    поведения

    отношений

    родителей,

    начинают

    соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем

    переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей,

    учителей.

    единства

    воспитании

    нарушаются

    педагогические

    принципы

    уважения

    требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления

    характера

    человека.

    Эксперты

    результатов

    многочисленных исследований в различных странах убедительно показали,

    что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей,

    которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного

    отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

    дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как

    потребность

    безопасности,

    познании

    взрослых

    окружающего мира. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания,

    как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику

    угрозы и опасности.

    Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и

    фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом

    его благополучного будущего является в первую очередь семья.

    Ребёнок - индикатор семейных отношений. От того, какие отношения

    складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с

    окружающими людьми, личностные особенности.

    Известно, что уже до трёх лет закладывается базовое отношение ребёнка

    чувствовать

    безопасности в этом мире.

    Семья для взрослых и детей значит совершенно разное:

    Взрослые стремятся к совместной жизни и налаживают её, это их

    выбор, их решение;

    Для ребёнка выбора нет, он не выбирает родителей.

    Семья - самое близкое, самое важное, защита от всех бед и невзгод. И

    если серьёзный конфликт для взрослых - это болезненное, малоприятное

    переживание, то для ребёнка - это разрушение среды его обитания, стресс.

    неприятности

    переживаются

    атмосфера.

    реагируют

    по-разному,

    некоторые

    закономерности:

    девочки чаще таят переживания в себе, и внешне поведение может не

    меняться, а может наступить снижение работоспособности, утомляемость,

    раздражительность;

    мальчиков

    характерны

    очевидные

    нарушения

    поведения,

    носящие иногда явно провокационный характер. Иногда все эти признаки

    служат одной цели - привлечь внимание.

    Привлечь внимание ребёнок может своим плохим поведением на уроке,

    снижением

    успеваемости.

    Традиционно

    поведение

    обращают внимание. Все эти процессы не осознаваемы, на сознательном

    уровне это переживается как усталость от учёбы и т.п. Такое поведение -

    крик о помощи.

    мальчики

    нарушением

    психологического

    здоровья

    неполных семьях, а так же в семьях, где частые ссоры, конфликты. Взаимная

    грубость родителей, ссоры, пьянство, отчуждение родителей друг от друга,

    скудность

    духовной

    приводит

    повышению

    тревожности и вызывает чувство протеста у детей.

    Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

    представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

    близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

    другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

    средствами

    воспитания

    являются

    внимание

    поощрение,

    строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества

    лишенный

    недвусмысленных

    доказательств

    родительской

    самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и

    устойчивый

    положительный

    Изучение

    взрослых,

    страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями,

    невротическими

    расстройствами,

    трудностями

    умственной

    деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще

    наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и

    Недоброжелательность

    невнимание

    родителей

    вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность

    проявляться

    отношению

    родителям,

    Таким образом, если взрослому человеку не подходят климатические

    условия, он начинает болеть, поэтому психологический климат в семье для

    жизненно

    значение.

    непереносим для ребенка, деться ему некуда, и ребенок находит утешение на

    улице, связавшись с негативными компаниями.

    благополучные

    внутренне

    оказываются

    негармоничными. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как

    обеспечение базовых потребностей ребёнка в любви и признании.

    преднамеренные

    воспитательные

    воздействия, но и все особенности поведения родителей, в том числе и не

    осознаваемые ими. Ребёнок строит своё поведение, осмысливает свою семью

    и себя в ней. Что родители говорят, о чём говорят, кого винят, как относятся к

    чему-либо - всё это впитывается в ребёнка, и позднее он демонстрирует

    подобные модели поведения.

    В современной ситуации психологическое здоровье представляет собой

    не только сохранность психических свойств и процессов, но и способность

    личностью

    контролировать

    поведение,

    управлять

    любить, уметь ставить цели и достигать их, стремиться к саморазвитию,

    самосовершенствованию. Поэтому, особо важную роль приобретает семья на

    настоящем этапе, когда в обществе старые устои, идеология ушли, а нового

    ничего на смену не пришло.

    единственный

    единственная

    возможность

    личностью, полноценным и психологически здоровым человеком.

    Литература

    1. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. - М.:

    ТЦ «Сфера», 2000.

    Овчарова Р. В. Практическая психология образования. - М.: Издательский

    центр «Академия», 2003.

    Руководство

    практического

    психолога:

    психическое

    здоровье

    подростков

    контексте

    психологической

    Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1995.

    Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс.

error: Content is protected !!